Агентства недвижимости

Агентства недвижимости — правила выбора

Не секрет, что термины «агентство недвижимости», «риелтор» и им подобные зачастую у наших граждан ассоциируются с нелицеприятными эпитетами – «мошенники», «спекулянты», «вымогатели»… К сожалению, отечественная практика посредничества при покупке и продаже квартир знает немало примеров, когда эти эпитеты оказывались вполне справедливыми. Виновато в этом и глубокое «подполье», в котором находились агенты по недвижимости еще до не столь уж давнего времени, и отсутствие какой бы то ни было профессиональной подготовки риелторов. Этой профессии не обучают ни в одном учебном заведении, и за уровень квалификации своих кадров отвечают сами агентства недвижимости. И, тем не менее, найдется огромное количество людей, которые благодарны риелторам за оказанную ими помощь в проведении сделок по купле-продаже или аренде жилья. Агенты по недвижимости действительно приносят своим клиентам немало пользы, с лихвой отрабатывая полученные за свои услуги деньги. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Немного истории об агентствах недвижимости

Во времена Советского Союза единственной организацией, выполнявшей функции посредника при проведении операций с недвижимостью, было государственное «Бюро по обмену жилой площади». Нет необходимости оценивать качество его работы. Возле дверей этого бюро (в Москве оно находилось в Банном переулке) с начала 1970-х годов и стали «кучковаться» первые подпольные маклеры. Их услуги были востребованы – продажа или покупка квартиры никогда не была легким делом. Конечно, среди маклеров попадались и мошенники – они существуют в любой профессии. Но из таких нелегальных посредников выросли профессионалы, открывшие в начале 1990-х первые агентства недвижимости.

Говорят, что если государство не может с чем-то справиться, ему необходимо это возглавить. Поэтому легализация риэлторского бизнеса не принесла облегчения тем, кто им занимался. Агентства недвижимости должны были купить лицензию, стоимость которой составляла от 5 до 10 тысяч долларов. Лицензирование, а также обязательное страхование профессиональной ответственности, было лишь формальной процедурой, никак не гарантирующей качества оказываемых услуг. Не повышали его и специальные курсы, на которые агентства недвижимости должны были направить минимум двух своих сотрудников, потратив на это еще тысячу «условных единиц». В 2002 году данная практика была отменена.

Современная ситуация

В настоящее время часть риелторов оказывает свои услуги в частном порядке. Другие работают при агентствах, получая зарплату в виде процента от успешно проведенной сделки. В России так и не появилось специализированных учебных заведений, которые обучают этой нелегкой профессии. Существуют лишь упомянутые выше краткосрочные курсы, которые не гарантируют высокого качества подготовки. Многие агентства недвижимости обучают своих сотрудников самостоятельно. Именно это и определяет профессиональный уровень подобных компаний. Ведь негативные отзывы об агентах чаще всего связаны с их некомпетентностью – многие наивно полагают, что свободно подвешенного языка и пронырливости будет достаточно, чтобы освоить профессию риелтора. В результате появляются профаны, неспособные разобраться в элементарных вопросах действующего законодательства. От их действий несут убытки и агентства недвижимости, и их клиенты.

Профессиональный риелтор должен быть специалистом высочайшего уровня. Ведь он является не просто посредником, который ищет для клиента подходящий вариант. Риелтор несет ответственность за безопасность сделки для обеих сторон, в его задачи входит поиск и устранение всех возможных «подводных камней» в любой ситуации. Поэтому крупные и давно работающие на рынке агентства недвижимости стремятся сохранять и преумножать свою добрую репутацию.

В 1992 году была образована Российская гильдия риэлторов (РГР). Ее миссией является развитие в стране цивилизованного рынка недвижимости, повышение статуса риелтора. В РГР входят все крупные агентства недвижимости и огромное количество небольших, но безукоризненно работающих компаний. Отметим, что многие крупные организации, помимо риэлторской деятельности, начинают активно осваивать девелоперский бизнес, участвуя в строительстве многоэтажных жилых комплексов и коттеджных поселков. Дома и квартиры такие агентства недвижимости реализуют на продажу своим клиентам.

Кого же выбрать?

Когда перед нами встает необходимость продать, купить или арендовать жилье, мы стараемся найти надежного помощника в этом деле. На сегодняшний день на рынке недвижимости работает множество различных агентств и частных риелторов. По стилю работы их можно условно разбить на три категории. В русском языке сложилось устойчивое словосочетание «черный маклер», означающее того самого мошенника, с упоминания о котором мы начали нашу статью. Воспользовавшись этим выражением, продолжим классификацию и обозначим категории как:

  • черный маклер;
  • серый маклер;
  • белый маклер.

Ниже мы опишем особенности работы каждого из них и расшифруем смысл классификации. Надеемся, Вы сможете легко выбрать, какие именно риелторы или агентства недвижимости реально помогут Вам провести безопасную сделку.

Черный маклер: одинокий волк

Отметим, что данный эпитет вовсе не означает, что все маклеры-одиночки являются преступниками. В каждой из трех групп можно наткнуться на афериста или профана, а можно отыскать и настоящего профессионала. Одиночек высокой квалификации обычно советуют друзья и знакомые: такие маклеры находят себе работу благодаря «сарафанному радио». Вот другие особенности их работы:

  • отсутствие офиса, работа из дома;
  • отсутствие широкой рекламы;
  • отсутствие собственной базы данных, что ограничивает выбор;
  • солидный стаж работы на рынке (в настоящее время одиночки практически не возникают – им невозможно одолеть мощных конкурентов);
  • за редким исключением, плохая осведомленность в юридических вопросах;
  • высокая степень навязчивости, работа на «убалтывание» клиента без достаточных на то оснований;
  • отсутствие типовых документов (бланков), неграмотное оформление расписок, невозможность провести полную проверку квартиры, в результате – низкий уровень защищенности для клиента;
  • наличие большого числа (иногда «липовых») «своих людей» во всех службах – дескать, со мной не пропадешь, я все сделаю быстро, но заплатить придется;
  • нежелание строить цепочку из дополнительных посредников – одиночки проводят немного сделок и не хотят ни с кем делиться комиссионными;
  • отсутствие нормальных условий для хранения документов и задатковых сумм денег;
  • отсутствие каких бы то ни было юридических гарантий безопасности сделки как во время ее проведения, так (и особенно) после совершения.

Серый маклер: небольшие агентства недвижимости

Особенности:

  • наличие небольшого офисного помещения, где находятся, например, секретарь и директор; при этом агенты работают с домашнего телефона и по большей части самостоятельно;
  • агент имеет удостоверение риелтора;
  • руководитель агентства – опытный маклер, юридически подкованный, обычно он дает клиентам консультации и оформляет документы на достаточно высоком уровне;
  • основные задачи агентов – подбор вариантов, показ квартир, реклама;
  • агентство принимает на работу всех желающих и не занимается обучением сотрудников;
  • отсутствие своей базы данных;
  • агентство может быть членом риэлторских ассоциаций и союзов.

В настоящее время небольшие агентства недвижимости составляют львиную долю игроков рынка (до 70%). Однако их число уменьшается – в конкурентной борьбе побеждают крупные компании.

Белый маклер: крупные агентства недвижимости

Особенности:

  • крупный офис в центре города или в торговой зоне спального района;
  • большое количество имиджевой рекламы в СМИ, интернете, на уличных баннерах и т.п.;
  • агенты работают не только на домашнем телефоне, но и в офисе;
  • поиском клиентов может заниматься исключительно агентство, они приходят по рекламе;
  • обширная информационная база, нередко – собственные печатные или электронные издания по недвижимости;
  • обучение своих агентов, повышение их профессионального уровня;
  • жесткий отбор сотрудников, перспективы их карьерного роста;
  • наличие штатной должности юриста или адвоката;
  • наличие других дополнительных сервисов, специалистов и партнеров – оценщиков, кредитных сотрудников, строителей, автоперевозчиков и т.п.;
  • агентство обязательно входит в риэлторские союзы, имеет свой сайт в интернете;
  • строгие расценки на услуги, удобные условия для проведения сделки и расчетов, как правило, свой нотариус;
  • опытные руководители-профессионалы, контроль за деятельностью агентов, четкая координация работы слаженного коллектива;
  • наличие филиалов, многолетняя безукоризненная репутация;
  • возможность работы с крупными объектами, инвестирования в недвижимость;
  • прочные контакты со страховыми компаниями, банками, государственными структурами.

Внимательно прочитав перечисленные особенности риелторов и агентств, Вы вряд ли будете нуждаться в дополнительных советах по выбору партнера для осуществления Вашей сделки. Очевидно, что крупные и солидные агентства недвижимости – это будущее риэлторского бизнеса, надежность и высочайший уровень сервиса.